Нейтраль на АКПП

Недавно увидел, как один мой знакомый, стоя на светофоре, переключает рычаг «автомата» в положение «N». Я спросил его – для чего он это делает? Приятель ответил, что ему лень держать ногу на тормозе, и так удобнее. Да еще и экономить топливо можно при затяжных спусках на трассе переводом в положение «N».

Меня заинтересовал этот вопрос, так как в моем понимании «нейтраль» на автоматической коробке передач, в отличие от «механики», нужна только для двух вещей – небольших перемещений машины в пределах автосервиса или для буксировки неисправного автомобиля. И то, насколько я помню из руководства по эксплуатации, с оговоркой про «50/50». То есть – буксировка допускается только на скорости не более 50 км/ч и на расстояние не больше 50 км.

Приехав домой, я посмотрел на своей Зафире – действительно, из положения «P» в положение «N» и обратно рычаг коробки переводится легко, даже без нажатия фиксатора.

Однако, как конструктор, я понимаю, что в автоматических коробках передач нет жесткой кинематической связи между входным и выходным валом в положении «нейтраль».

В положении «N» смазка всех трущихся деталей производится при пониженном давлении, при этом отдельно – первичного и вторичного контура.

Двигаясь на «нейтрали» под горку мы получаем следующую картину: Первичный вал (передающий вращение от двигателя в коробку ) крутится медленно, вместе с холостыми оборотами двигателя. Большое давление смазки и не требуется. Все хорошо.

А вот вторичный вал (грубо говоря, передающий вращение от коробки к колесам) с частью планетарного редуктора начинают вращаться все быстрее из-за набираемой колесами скорости. И смазки им требуется гораздо больше, чем первичному валу. Начинается масляное голодание подшипников вторичного вала и редуктора. И в итоге – перегрев.

Конечно, это не сломает сразу коробку. Но ресурс ее подшипников уменьшается.

Значит – «нейтраль под горку» включать точно нельзя! Именно эта же ситуация происходит при буксировке автомобиля с «автоматом», и именно для этого введено правило «50/50».

А что делать на светофоре? Вторичный вал в этом положении стоит на месте, и для обоих валов давления смазки достаточно. Ничего не мешает переключить рычаг коробки из положения «D» в «N».

Но помните несколько моментов:

— если есть небольшой уклон дороги, необходимо также немного поднимать «ручник», иначе автомобиль может покатиться с горки

— после обратного переключения при трогании автомобиля необходимо сделать задержку 0,5-1,0 секунды между включением режима драйва и нажатием на газ. Это нужно для того, чтобы коробка передач успела переключить все необходимые механизмы из одного положения в другое.

— из положения «N» легко случайно включить режим «R» вместо «D». Не перепутайте!




Похожие записи на Зафира-Авто.ру по данной теме:

Стоит ли покупать «Изитроник»?
На Зафирах Б, в отличие от Зафир А появился новый вид коробки передач – “Easytronic”. «Изитроник», или, как...

Трансформация салона Зафиры
Зафира – уникальный автомобиль в плане трансформаций салона для различных нужд! Нет такого груза (конечно, в разумных пределах,...

Правильная посадка за рулем
Вообще вопрос правильной посадки за рулем относится не только к дальним путешествиям. Ведь скованность движений и неудобность позы...



комментария 4 на «Для чего нужна «нейтраль» на АКПП»

  1. Иван пишет:

    Топливо экономится как раз при спуске с подключенным двигателем, т. к. двигателю не требуется поддерживать холостой ход, и подача топлива, по замыслу, должна отключаться.

  2. marauder пишет:

    Если Вы посмотрите на тахометр при спуске, то не увидите 0 об./мин. Обороты будут равными оборотам холостого хода (т. е. режима двигателя, работающего без нагрузки), и это число не будет зависеть от крутизны горки.

  3. Иван пишет:

    При подключенном двигателе (к колесам) его обороты не будут равны холостым, они будут соответствовать скорости автомобиля на используемой передаче.
    Езжу на Фабии с автоматом, на спуске при отпущенной педали газа подключается шестая передача, тахометр показывает обороты несколько больше холостых, но, как правило не намного, зависит от скорости. Это единственный режим, при котором бортовой компьютер показывает расход топлива 0.
    Точно так же следует вести себя тем, кто стремится экономить топливо с ручной коробкой, не нужно спешить выжимать сцепление и отключать передачу, тормозя перед светофором, нужно двигаться в режиме торможения двигателем до приближения оборотов к холостым. В режиме торможения двигателем подача топлива прекращается вообще (в исправном авто), при холостых же оборотах она, действительно, ненулевая.
    Да и вообще относительно нейтрали: её неуместное использование превращает автомобиль, как говорил мой инструктор, в «неуправляемую телегу», а это не самый лучший режим работы автомобиля.

  4. marauder пишет:

    Действительно, оказывается это называется режимом принудительного холостого хода. Спасибо за науку, Иван!

Ваш отзыв

Рубрика, в которой размещена статья Для чего нужна «нейтраль» на АКПП: Автомир, Секреты Зафиры