О штурмане бедном замолвите слово
После нескольких дальних поездок слова «автомобиль» и «штурман» перестали ассоциироваться с раллийным спортом. Ведь хороший штурман важен не только на гоночной трассе. И вот почему.
В дальней дороге водитель сконцентрирован на дорожной обстановке первые пару часов. Чем дольше он сидит за рулем, тем больше накапливается усталость. Даже кратковременные остановки для отдыха не совсем помогают от усталости, вызванной огромным потоком информации, поступающей в мозг, и в то же время – от однообразности картинки. Именно поэтому в дальней дороге Вам очень поможет штурман.
Желательно, чтобы штурманом был человек, имеющий водительские права. В этом случае он сможет четко оценивать ситуацию на дороге и подавать Вам необходимые реплики. Но если штурман – водитель, значит он или только что сменился (то есть уже устал вести автомобиль), или садится за руль вслед за Вами (то есть, сядет не совсем свежим). Это надо иметь в виду. Я предпочитаю быть штурманом после своей очереди вождения, так как основная задача смотреть на дорогу все-таки лежит на водителе.
Но в то же время, штурманом вполне может быть и человек, не имеющий водительских прав. В этом случае Ваша задача – четко объяснить, что от него требуется:
1. Быть оператором GPS-навигатора. В таком случае водителю достаточно кидать беглый взгляд для того, чтобы иметь представление о дальнейшем маршруте. Конкретную информацию по нему (например, крутые повороты) оглашает штурман.
2. Следить за дорожными знаками. Одно из основных занятий хорошего штурмана. Так как водитель оценивает дорожную ситуацию в целом, он способен проглядеть дорожный знак, оказавшийся за препятствием или просто в сумерках.
3. Оценивать в перспективе скоростной режим по местности, знакам и показаниям GPS.
4. Предварительно оценивать возможность обгона по карте и знакам. Окончательное решение принимает водитель.
5. Оценивать адекватность действий водителя при долгом рулении, особенно ночью. Со стороны иногда лучше видно – насколько устал водитель.
6. Развлекать разговорами водителя, отвлекая его от однообразности дороги.
7. Обращать внимание на движение встречных автомобилей, в том числе – моргание дальним светом.
8. Сообщать расстояние до ближайших крупных населенных пунктов. Это требование относится к п.6, но и в целом оценивать расстояние до следующего города удобно именно так.
Обращаю внимание, что штурман должен говорить свои команды громко и четко. Со временем даже начинают появляться сокращения или некий сленг, слыша которые, водитель уже понимает с полуслова то, что ему говорит штурман.
Вот такие типовые фразы, к примеру, выдает штурман в нашем экипаже:
— «Расширение\сужение 500!». Знак расширения\сужения своей полосы протяженностью в 500м. Такие знаки особенно актуальны на Московской трассе.
— «Начало\конец малого населенного». Приближение к началу или концу недлинного населенного пункта, заставляющее водителя снизить или набирать скорость
— «Крутой направо 300». Через триста метров крутой поворот направо. Обгонять запрещено.
— «Сорок», «ремонт на пять», «Обгон», «Морковка», «Прилегание слева» — проговаривание различных дорожных знаков, вне зависимости – видел их водитель или нет.
В ответ на реплики штурмана водитель обычно «угукает», подтверждая принятую информацию.
Ну вот, вкратце таким образом мы совмещаем приятное с полезным. А как ездите в дальние путешествия Вы?
Похожие записи на Зафира-Авто.ру по данной теме:
4. Обгоны и перестроения Начнем с перестроений. Их, чаще всего, много приходится совершать в большом, и часто незнакомом, городе....
Правильная посадка за рулем
Вообще вопрос правильной посадки за рулем относится не только к дальним путешествиям. Ведь скованность движений и неудобность позы...
Спб — Геленджик. Часть 1
Эта статья – о моем первом большом автопутешествии на берег Черного моря. Летом 2009 года мы решили семьей и...